Советский мотор для Формулы-1 1963 года. V8 на 1.5 литра (200 л.с.)
Все вы наверное знаете, что авто и мото спорт в 60-ых годах прошлого века переживал настоящий подъем. Советские автогонщики участвовали не только во всесоюзных соревнованиях, но и в международных. Многодневные ралли с участием советских "Москвичей" надолго запомнились целому поколению любителей этого вида спорта. Некоторые артефакты тех славных дней сохранились до сих пор.
Но были и малоизвестные страницы советской автоистории. Все вы наверное знаете, что СССР никогда не участвовал в "королевских" гонках Формулы-1. Однако в середине 60-ых годов прошлого века такая возможность всерьез рассматривалась. В 1963 году перед советскими инженерами поставили задачу - построить болид Формулы-1 для участия в международных соревнованиях.
Но строить нужно было не абы что, а автомобиль и силовой агрегат полностью соответствующий техническому регламенту F-1. На тот период рабочий объем всех болидов был ограничен 1.5 литрами объема. То есть советским инженерам предстояло выжать из 1500 кубических сантиметров максимум мощности.
Движок получил рабочее название ГД-1. Разработку движка поручили спецам Московского Завода Малолитражных Автомобилей, где делали Москвичи. В работе так же участвовали инженеры Серпуховского ВНИИМотопром. За проект отвечали Игорь Гладилин и Лев Шугуров.
Как вы понимаете создание движка в такой необычной конфигурации требовало неординарных решений. Именно поэтому автоинженеры и обратились к специалистам из мотопрома. Еще в 1960 году в СССР появился спорт байк Восток-С-360, который имел двухцилиндровый четырехтактный двигатель воздушного охлаждения объемом 349 куб.см.
Мощность мотодвигателя доходила до 50 л.с. Именно мотодвигатель с довольно неплохими техническими параметрами и стал основой советского мотора для Формулы-1. Но как вы понимаете реализовать это технически было очень не просто. Предстояло маштабировать 2-ух цилиндровый движок, превратив его в 8-ми цилиндровый.
С нуля был создан уникальный блок цилиндров V8, система смазки, система охлаждения, система питания, газораспределительный механизм, систему зажигания наконец. В итоге движок на 8-цилиндров, 16 клапанов с 4- мя распредвалами и сборный коленвалом был готов. В системе питания использовали 4 спаренных карбюратора Вебер 280DKB.
Наиболее интересна схема ГРМ, где использовали 15 шестеренок постоянного зацепления, которые исключали любые сбои в работе ГРМ. Поэтому встреча клапанов с дном поршня была невозможна. К 1965 году двигатель и трансмиссионный блок, то есть главная передача и 5-ступенчатая механическая коробка были полностью готовы.
Первые измерения мощности показали ошеломительные результаты. При средних оборотах движок Москвич-ГД1 легко показывал 160 лошадиных сил! Но силовой агрегат был рассчитан на 10 000 оборотов, а это уже около 200 лошадиных сил! Как вы понимаете, для атмосферного мотора объемом всего 1.5 литра, родом из 60-ых годов прошлого века, это солидный результат. Ведь никаких турбонаддувов, впрыска и изменения фаз газораспределения не использовали.
Некоторые параметры движка ГД-1
- Сухая масса - 148 кг
- Конфигурация - V8, бензиновый, атмосферный
- Рабочий объем - 1495 см3
- Диаметр цилиндра — 62 мм.
- Ход поршня — 62 мм.
- Мощность - 200 л.с. при 10 000 об/мин
- Степень сжатия - 10.7
- Система питания - 4 сдвоенных карбюратора
- Размеры мотора - д/в/ш 770/630/666 мм
Так почему советская команда так и не смогла принять участие в гонках Формула-1? 1 января 1966 года в Формуле-1 вводится новый технический регламент и рабочий объем движков для болидов Ф-1 повышается с 1.5 до 3 литров объема.
Получается, что вся работа по двигателю оказалась напрасна. Министерство автомобильной промышленности СССР закрывает проект навсегда. Разрабатывать новый 3-литровый двигатель не стали. Тему участия советской команды в Формуле больше никто не поднимал. Вот такая грустная история.
Чудом сохранившийся двигатель с уникальными характеристиками заснял на видео, можно посмотреть здесь.
- Комментарии